О Языческой Музыке (фундаментальное исследование)

* Спокон веку музыка сопровождает Язычество, и не шибко не прав буду, ежели скажу, что музыка, в общем-то, является не меньше, чем одной из сторон Язычества. Так было всегда. Достаточно вспомнить многочисленные обрядовые песнопения, былины, кои под гусельный перебор баяны - певцы нараспев читали, скоморошьи прибаутки напевные и т. д. Характерно, что церковники называли гусли и другие исконно славянские музыкальные инструменты не иначе, как "бесовские гудебные сосуды". Не слишком изменилось отношение "святой церкви" к музыке и ныне. Потому не настало ли нам время, други, речь завести о музыке языческой, и не столько о "бесовских гудебных сосудах" (в их современном варианте), сколько о людях, из этих "сосудов" различные звуки извлекающих …. Разговор пойдёт как о славянской языческой музыке, так и о зарубежных "паганцах".

В начале определимся с терминами: что, собственно, называть "языческой музыкой" и что к таковой можно условно отнести. Сразу заметим, что такое направление, как Фолк, в плане текстов, не всегда можно классифицировать как "языческую музыку". Однако если понимать под термином "Язычество" именно традиционную, исконную культуру того или иного народа, то всё сразу встаёт на свои места. Поэтому в рамках данной работы мы будем рассматривать, в первую очередь, именно музыкальную, а не идеологическую или философскую составляющую того или иного коллектива. Конечно, ежели некая абстрактная группа, в плане музыки являющаяся славянским, к примеру, фолковым коллективом, пишет тексты на библейские темы, то её, естественно, будет весьма затруднительно отнести именно к фолковым коллективам. И поэтому вторая составляющая, а именно тексты песен - также будет нами учитываться. Само же понятие "Фолк - музыка" достаточно объёмно, и варьируется в музыкальном плане в зависимости от конкретной принадлежности к тому или иному народу (или, шире - этносу). К примеру, германский Фолк отличен от славянского, и т. д. В понятие "Фолк", в сущности, входит и "кантри" и многочисленные Ambient, Trance, Ritual и прочие "электронные" направления. Вероятно, многие знакомы с таким стилем, как Acid - Folk. И отнюдь не все, исполняющие данную музыку, как уже было сказано, могут быть названы язычниками как таковыми. Это касается как России, так и других стран.

О Фолк музыке в России слово Пересвета: Про Фолк много говорить не хочу. Лучшее, что есть это Мельница или в последнее время одна Хелависса (вокал \ гитара) сольно. Все остальные ни по таланту, ни по качеству текстов, ни по умению играть не могут соперничать с ней. Эти группы поют преимущественно на кельтскую или скандинавскую языческую тему, считая это в лучшем случае красивой традицией, но не проникаясь идеей, как это и делает подавляющее число толкиенистов (от себя хочу заметить на это, что существует некоторое количество команд, хотя и глубоко "проникнутых идеей", но исполняющих такую "музыку", слушать которую не станет даже самый "проникнутый" язычник). Добавим, что мировая музыкальная сцена знает достаточно большое число реально талантливых Фолк команд - можно назвать Clannad, Jetro Tull, Pogues, считающихся ныне "классикой жанра". И вот как раз о Jetro Tull я хотел бы сказать немного подробнее. Ибо упоминают их практически все, кто пишет ныне на тему язычества в музыке, а вот сказать хотя бы пару слов подробнее никто как-то не сподобился. Начиная с 1966 года, Jetro Tull выпустили огромное количество альбомов, причём далеко не все из них стилистически можно классифицировать как Фолк в его нынешнем понимании. Большею частью это обычный Рок, какой в 60, начале 70 годов исполняли практически все, начиная с Deep Purple и заканчивая Rush. Значительное преобразование саунда начинается с 1978 года. Причём происходит оно сразу в двух направления - в сторону утяжеления и одновременно включения большего количества именно фолковых элементов в композиции. Довольно неплохие альбомы этого периода - "Heavy Horses" (7, "A" (80) и "The Broadswords And The Beast" (82). Однако даже они ныне вряд ли будут интересны любителям Pagan и Folk музыки, а "металлист" назовёт их "попсой галимой" . Довольно неплохим альбомом является также "Crest of a Knave" (1987), за который Jetro Tull даже получили премию "Грэмми" в категории "Лучший металлический альбом" (?), оставив позади других претендентов на эту награду - Metallica с альбомом "Master Of Puppets"(!?) и Iron Maiden с "Somewhere In Time"(!!??). Этот, а также следующий за ним альбом "Rock Island" (89) можно с полным основанием считать лучшими творениями Jetro Tull за всю их историю.

Многочисленные элементы Фолка можно обнаружить даже у "прадедов тяжёлого рока" - легендарных Led Zeppelin (к примеру, композиции "Gallows Pole" и "Bron - Y - Aur Stomp" с альбома "3"(1970), "When the Levee Breaks" с альбома "4" (1971), и многие другие). По большему счёту, именно в Фолк Роке семидесятых и начала восьмидесятых берут своё начало такие современные стили, как Pagan и Folk Metal. Из современных Фолк (НЕ Фолк Метал) команд можно отметить Garmarna (германо-скандинавский Фолк) и Tenhi (финны).

*

• Folk Scene - Сразу напрашивается т. н. "Северный (скандинавский) Фолк Метал"; типичные представители - Otyg (рекомендуемый альбом - Sagovindars Boning (99) с довольно оригинальной кавер версией вещи "Holy Diver" Dio (металлисты "со стажем" поймут, о чём я)), скандинавский Folk Metal с вокалистом по имени Vintersorg, известным также как участник группы Borknagar и проекта имени себя самого, (о нём ещё упомянем) и Storm - на мой взгляд, лучшее, что есть на нынешней Folk Metal сцене. Про Storm следует сказать подробнее. Участники этого проекта - Зигурд Вонгравен (известный также как Satyr, лидер Satyricon) - гитары, бас, вокал, клавишные и Герр Нагель (он же Fenriz, участник одной из легенд "Норвежского Арийского Блэк Метал", группы Darkthrone) - барабаны, вокал. Третьим участником является Кари Руеслаттен (женский вокал), на тот момент значившаяся в составе The 3rd And The Mortal.

Storm выпустили в 1995 году единственный свой альбом "Nordavind" (Северный Ветер), справедливо считающийся рядом критиков ныне эталоном "Нордического Фолк Метала". Данный альбом представляет собой реальные (что немало важно) древние норвежские народные песни в металлической аранжировке. Настоятельно рекомендуется к многократному прослушиванию как так называемым "русским викингам" так и всем, интересующимся Северной Традицией. Даже если учесть, что тексты, исполняемые, естественно, на норвежском, понятны далеко не каждому на наших широтах, сама МУЗЫКА прекрасно передаёт атмосферу суровой природы севера, холодного моря и просоленных норвежских фьордов. Абсолютно вне конкуренции. Cчитаю интересным привести здесь переводы некоторых песен:

Mellom Bakkar Og Berg
"Между холмами и горами"
Между холмами и горами, рядом с морем
норвежец нашёл свой дом,
где он сам выкопал фундамент
и сам воздвиг свой дом на нём.

Он пристально вглядывался в покрытое камнями побережье;
никто до него здесь не строился.
"Давайте вычистим это место и построим ферму,
а потом мы благополучно устроим свою пашню".

Он пристально смотрел на морские волны;
Они были слишком бурные, чтобы построить пристань,
но в бурлящих волнах плескалась рыба,
и он хотел видеть это плескание.
Слава Норвежцу!

Зимой он часто думает:
Если бы только я остался здесь навсегда!
И когда северные лучи светят над головой,
его храброе сердце переполняется волнением.

Noregsgard
"Норвежская земля"
Крепкий парень пришёл с фермы,
он шёл сквозь сосны за свежим ветром -
вверх через холмы, серые камни и дикую местность,
его ступни были босы.
Окутанный сумерками,
под норвежским небом.
Его ноги очень крепки,
следуя к цели на вершину.

Закалённые руки сжимают меч
и рассекают голову человека голубой крови.
Его уста искривились в горящей ненависти -
недруг будет повержен.

После он станет тут на страже.
Его глаза не знают покоя,
Потому что он всматривается вдаль зорким взглядом.
Но придёт страшная боль,
Здесь, посреди северного леса и дикой местности.

Его жестокий разум покажет им,
что сын севера полон кишок.

Сын севера потерял Норвежский дом...
Он был горд, когда вернулся,
чтобы изрубить их своим мечом.

Нельзя не отметить и проект вышеупомянутого Фенриза - Isengard, альбомы "Vinterskugge" (1994) и "Hostmorke" (1995). "Vinterskugge" представляет собой довольно разрозненный по стилю альбом - от синтезаторных и акустических баллад до блэкового молотилова. Явственно слышны фольклорные элементы, однако откровенно паршивое качество записи существенно влияет на восприятие данного произведения. Более качественным выглядит второй альбом "Hostmorke", вельми сходный частью материала со Storm, (в особенности - первые три вещи). Остальные песни представляют собой обычный для Darkthrone, основной группы Фенриза, "тру блэк". Как явствует из буклета к этому диску, блэк металлические вещи данного альбома посвящены Фросту, барабанщику Satyricon, а фолковые - вышеупомянутому Сатиру оттуда же.

Ulver (Норвегия) - Музыкальное наполнение творчества Ulver заметно разграничилось в 1999 году. До тех пор это было великолепное old-school black metal-котлище, пресыщенное folk'ом норвежского разлива. В определенных кругах стиль Ulver допереломного периода получил неофициальное название "forest metal".

Abigor (Австрия) - black metal-трилогия "Verwustung" - "Orkblut" - "Nachthymnen" в исполнении Silenius&Co стала знаменитой воинственной сагой в честь Севера, Природы и языческого прошлого. Из рецензии Гилфагиннинга: "...Сильнейшая атмосфера зверской и быстрой музыки воздействует на нервы, пробуждает первобытное желание крушить всё и вся вокруг и заставляет Память Крови ещё раз, вызывая знакомую боль в душе, вспомнить дикое древнее Время, эпоху справедливости и чести, когда никому нельзя было доверять, кроме стального клинка и острого глаза". В дальнейшем Abigor'овцы привносят в свою музыку немалую долю death'овой техничности (при довольно сложной гитарной технике), но одновременно теряют чувство атмосферы и оригинальности.

Существуют на Фолк - сцене также многочисленные коллективы, исполняющие "Кельтский Фолк Метал" - это, в первую очередь, Skyclad - родоначальники и старейшие представители данного направления, начинавшие с банального Power Heavy Metal в духе Manowar, но с незначительными элементами кельтского фолка (альбом "A Burnt Offering For The Bone Idol" (1992 год)). Вокалист, главный идеолог и основной автор музыки и текстов Skyclad - Мартин Уолкайер, ещё будучи в составе трэшеров Sabbat, пытался всячески "офольклорить" свою музыку (что и привело в конечном итоге к развалу Sabbat, ибо остальные участники данного коллектива от такой перспективы были явно не в восторге). Лучший альбом Skyclad, пожалуй, "Folkemon".

Cruachan - начинали как типичная Black Pagan Metal группа (альбом "Tuatha Na Gael" 1995 год, об этом периоде творчества Cruachan подробнее скажем в разделе, посвящённом конкретно Black Pagan-музыке). Draggash : мной были выделены слова "black pagan metal", потому как в первоначальной трактовке Ставра это звучало как "pagan black metal", что по сути своей просто абсурдно. Ведь общеизвестно, что в традиционном понимании black metal (если хотите - true) есть холод, тьма, одиночество, смерть, минимализм, мизантропия, мороз и ледяные ветры. А тот black metal, что идет с приставкой "pagan", по большому счету, подразумевает под собой воинственно-языческую смысловую нагрузку (музыкальное black-metal полотно здесь вторично, ибо этим термином сейчас клеймят всех кого угодно, даже новомодную попсу навроде Morgul и Anorexia Nervoza), что с перечисленным имеет мало общего. Поэтому, по нашему строгому мнению, право на существование имеет именно словосочетание "BLACK PAGAN METAL", и никакое иное. Pagan metal может быть "очерненным", но не наоборот. Потому как все тот же black metal изначален и первороден по отношению к стилю "Pagan metal". Лучший альбом у Cruachan, на мой взгляд - "The Middle Kingdom" ("Срединное Королевство", 2000), представляющий собой интересный и талантливый Folk Metal, великолепно передающий атмосферу "кельтской древности". Тексты песен в буклете к компакт диску снабжены многочисленными комментариями, что делает данный альбом, в сущности, мини - энциклопедией по кельтской мифологии. Приведём переводы некоторых из них:

Celtica (Voice Of Morrigan)
"Келтика (глас Морриган)"
Он лежит на земле,
Кровь течет из его ран.
Битва окончена,
И сражение утихло.
Он окидывает взглядом поле брани,
О, он видит кровопролитие:
Многих, что погибли
И немногих оставшихся в живых.

Его братья по оружию,
Кого он знал с самой юности,
Лежат подле него безмолвные, уже не живые.

Лежит у дерева
Израненный, умирающий человек,
Сраженный мечом в моей руке,
Но в своем сердце
Он не ненавидит меня,
Он сражался за дело
Которого не понимал.

Его братья по оружию,
Кого он знал со времен юности,
Лежат подле него безмолвные, уже неживые.

Тысячу лет прошло,
А человечество осталось прежним:
Мы деремся друг с другом по политическим причинам.
Полицейское государственное управление - правительственное орудие.
Люди живут в страхе под властью безумцев.

Его братья по оружию,
С кем он был со времен юности,
Будут сражаться рядом с ним за право жить.

Тысячи лет еще,
И мир, возможно, перестанет существовать
По причине алчности и железного кулака,
Духи возрадуются,
Человечество не пропадет.
Это обращение к тебе
Так не должно быть.

Его братья по оружию,
С кем он был со времен юности,
Будут сражаться рядом с ним за право жить.
Примечания : Эта песня представляет собой беспристрастный рассказ богини войны Морриган и ее взгляд на современные приемы ведения войны, когда вооруженное меньшинство господствует над большинством, все больше и больше разделяя общество. В одном древнем рассказе она предсказала конец мира из-за глупости людей.
Морриган была главной богиней войны, ее имя обозначает "Великая королева". Она предстает как тройственная богиня, взаимозаменяемая Махой, Бадб "ворона" и Нимэйн "бешенство". Морриган воплощает в себе все извращенное и ужасное из сверхъестественных сил. Во время войны за быка из Куалнге Морриган встретила Кухулина и предложила ему свою любовь, на что Кухулин ответил, что он сражается в битве, и у него нет времени на женщин. Разгневанная, она угрожала уничтожить его различными способами и это Морриган, в конце концов, стала причиной гибели Кухулина.
Последнее отмеченное появление ее было битве при Клонтарфе в 1014. Существует сходство между триадой Морриган и валькириями скандинавской и германской мифологии. Валькирии также являлись числом три и всегда ассоциировались с определенным героем. Ирландская богиня представала в виде вороны над полем битвы, в то время как валькирии представали в виде лебедей. Связь между этими мифами уводит нас к тем временам, когда кельтские и германские племена Рейна сосуществовали и смешивались.

A Druids Passing
"Смерть друида"
Смотри, каменный круг на вершине холма
Сияет в свете луны.
Смотри, друид приклонил колени в молитве.
Он молится, зная, что его дни сочтены.

Пол века он ходил по земле,
Пол века не ведал стыда,
Настало время вернуться назад,
В сырую землю - туда.

Смотри, каменный круг на вершине холма,
Сияет лучами рассвет.
Видишь, тело лежит в тишине,
Это умер сегодня друид.
Примечания : Так как во всем кельтском обществе мужчины и женщины были равны ,то друидами были как мужчины так и женщины. Диннсенхусе (Топография выдающихся мест) описывая функции друидов делает замечание, что друиды женщины назывались Бан Друи. Друиды выступали как хранители религиозных и обрядовых знаний, но в то же время были важными политическими фигурами, учителями и советниками. Друиды обладали даже большим социальным влиянием чем король. Друид обладал властью остановить войну между двумя племенами и в рассказах король Конхобар Мак Несса, не мог говорить на собраниях прежде своего друида. Римлянин Тацит писал, что друидам запрещалось строить храмы богов или поклоняться им в стенах или под сводом.
Друиды исповедовали доктрину переселения и бессмертия души, практиковали гадание и распространяли священную риторику, следы которой пережили средние века в творчестве многих филидов или гэльскихпоэтов. Друиды были посредниками между миром живых и миром мертвых. Одним из важнейших ритуалов был Тарбфейс (Бычий праздник (пир)) на котором друид принимал решение кто будет выбран королем Ритуал включал в себя убийство белого быка, после чего друид выпивал его кровь и впадал в транс, завернувшись в шкуру животного. Люди верили, что вдохновение приходило к нему от духов мертвых предков, или некого тотемного животного. Это сравнимо с практикой северного шаманизма.
Классические писатели говорили о существовании трудных занятий для становления друида, изучение всех знаний друидических законов и канонов занимало 20 лет. Друиды обучались исключительно устно, так как они считали неправильным вверять свои знания письму, а также это заставляло обучающихся быть более прилежными. Несмотря на существование устной традиции обучения, друиды имели свою литературу. Кельтские надписи датируются фактически тем же периодом, что и раннее латинское литературное наследие. В Ирландии друиды использовали Огам на камне и тисовых палочках, которые также использовались и для гадания. Независимо от оценки римлян, существуют рассказы христианских ученых о друидах, в них друиды - язычники в основном изображены в негативном свете.

The Middle Kingdom
"Срединное королевство"
Мы те, кто стары, но прекрасны лицом,
Мы тысячи лет в этом мире живем.
Под землей, под холмами, вдали от людей
В королевстве волшебном своих королей.
Мы шагаем с оружием в сверкающих латах,
И наши отряды во век не иссякнут.
Быть может, что чарам пройти суждено,
Но мы будем любить танцевать и вино.

Мы и из леса, мы из земли,
Наши головы тайных познаний полны,
Мы знаем ответы на всякий вопрос,
Живем мы в веселье, не ведая слез.
Но рядом у нас есть народ злой породы,
Несет человечеству вред и невзгоды.
То пука и мерроу, вопящий бэнши,
Создания злые - как быть и должны.

Обходи одинокий боярышник в поле,
Коль срубишь его - ты изведаешь горе,
Он магии полон от корней до ветвей,
И ягод не ешь, убирайся скорей!
Само по себе древо то проросло
Из магии фейри когда-то давно.
Не трогай его, обходи всякий раз,
И горе тому, кто нарушит приказ.

"Мы те, кто стары, мы почитаемы, рожденные под землей,
бессмертные и страшные"

Мы танцуем и пляшем в ночи, что есть сил,
На скрипках играем мы жиги и рил,
А звезды сверкают, смущая луну,
И волшебная музыка льется сквозь тьму.
Мы те, кто стары, но прекрасны лицом,
Мы тысячи лет в этом мире живем.
Но неверующий ум современных людей
Ведет нас к концу волшебства наших дней.
Примечания : Почти все мировые мифологии затрагивают объект фейри и духов земли. Вера в них имеет глубокие корни в фольклоре любой страны по всему миру, и была объектом людских размышлений с раннего времени. В северной мифологии личинки, появившиеся из останков великана Имира, превратились в карликов, живущих под холмами. Точно также в гэльской мифологии появились фейри. Другие мифологии пытаются объяснить феномен фейри другими путями. Гэльское наименование фейри- "Ас Сиды"- народ холмов.
Туата Де Данаан(племя богини Дану) были богами дохристианских кельтов Ирландии, и населяли страну до прихода милезиан. Милезиане считаются предками гэльских кельтов заселивших страну, когда бессмертные Туата Де Данаан были повержены, они вошли в древние погребальные курганы, священные для них, и правили там, между этим миром и потусторонним миром, невидимые для людей. Одним из таких курганов является мегалитическое погребение Ньюгрэндж, захваченное богом Аэнгусом. В конце концов, они утратили свое значение в глазах людей и стали фейри.
Праздник Самхейн (1 ноября) был важнейшим духовным и социальным временем для кельтов. Он был концом одного земледельческого года и началом другого, но кроме того, в эту ночь открывались холмы и потусторонний мир становился видимым для людей, а Сиды выходили из холмов.

Продолжая тему Фолк Метала, нельзя не упомянуть такой стиль, как Medieval Folk (Средневековый Фолк), который хотя и нельзя целиком и полностью отнести к язычеству (главным образом из за текстов песен некоторых исполнителей, о чём говорилось в начале статьи), но всё таки заслуживающий рассмотрения в рамках данной работы, благодаря непередаваемой "романтической" атмосфере. Это прежде всего такие коллективы, как In Extremo (пожалуй, лучшее из того, что я слышал в данном стиле). Их альбом "Gold" (97год) представляет собой собрание германских фольклорных тем прошлых веков, сыгранных музыкантами на оригинальных инструментах (всевозможные "дуделки", "сопелки" и прочие волынки). Слушается отлично! Лучшим же альбомом In Extremo, пожалуй, можно назвать "Verehrt Und Angespien" (99 год) с "залихватской" и "разухабистой" дудочно - волыночной атмосферой. Немецкий язык же только добавляет шарма в общую палитру альбома. Гарно. Судя по всему, в последнее время In Extremo начали потихоньку хиреть и чахнуть, ибо на последнем (на сегодняшний день) альбоме "Sunder Ohne Zugel" явственно прослушиваются многочисленные элементы "Поп Индастриэла" в духе Rammstein (просьба не вступать в полемику относительно определения "Поп Индастриэл" - слышавшие НАСТОЯЩИЙ Industrial меня поймут).

Следующий достойный упоминания проект в данном стиле - Morgenstern, так же германский и во многом сходный с In Extremo. Мне известны два их полноценных альбома на сегодняшний день. "Feuertaufe" (2000 год) обрадовал меня многообещающим "шаманским" вступлением с использованием варгана (либо его сэмпла). Однако следующая же за вступлением вещь "Stern Von Bethlehem" шибко подпортила впечатление какой-то подозрительно "не немецкой" мелодикой и многочисленными "аллелуйями" в тексте. Хотя сие не удивительно, ибо как явствует из названия, речь в этой песне идёт о Вифлееме, довольно известном городе в еврейской мифологии. В сущности, судя по названиям песен, данный альбом практически весь посвящён библейским темам. Потому, вероятно, и музыка на "Feuertaufe" представляет собой немыслимую смесь "Хава - Нагилы" с германским фолком и хард роком начала восьмидесятых. Так и хочется крикнуть; - "Шалом, ребе!" Вердикт: мерзость. Положение не спасают даже обильные "дуделки" (кстати, очень напоминающие своим звуком молдаван Sdob Si Sdub). Следующий альбом "моргенштернов" - "Heute Ist Die Rache Mein" (2001) ознаменован более жёстким звуком гитар и практически сошедшими на нет "израелизмами". В сущности, не самый плохой образец Фолк Метала, который можно слушать, ни разу не оплевавшись.

В довершение темы о Фолк музыке хочется сказать пару слов о таких стилях, как Фолк Эмбиент и Готик Фолк. Фолк Эмбиент, в двух словах, представляет собой электронную музыку, на мой взгляд - довольно нудную из-за часто повторяющихся и однообразных мелодии. В сущности, именно такую музыку ныне принято называть "медитативной", т. е. музыкой для медитаций. Честно говоря, я не любитель такой музыки, поэтому всё, что я слышал в данном стиле - это последние работы Burzum: "Daudi Baldrs" (1997) и "Hlidskjalf" (1999). При всём моём уважении к личности Варга Викернеса и его прошлым заслугам (имеется ввиду, в первую очередь, нехилый вклад в развитие Блэк Метал), обе эти работы нельзя назвать ни талантливыми, ни оригинальными. Абсолютно "серая" музыка без слов, хотя в буклете к "Хлидскьяльв" помещены тексты ко всем песням на тему скандинавской Традиции. Вероятно, кому - либо будут интересны некоторые переводы.

Der Tod Wuotans
"Смерть Одина"
Звучат барабаны войны.
Воины собираются к битве на равнине Вигрид.
Конунги, волки, вороны и Боги, черви и чудовища тьмы;
равнина пылает огнём.
Проливается кровь, куски тела, оторванные конечности,
разбитые черепа и тела лежат по всей равнине.
Крики режут воздух, крики ярости и боли,
удары металлических клинков и лязг оружия, сбитые в кучу тела.
Вдруг, на короткий момент всё замерло.
Так, как будто мир задержал своё дыхание.
Один повержен на Вигрид равнине; поглощённый Фенриром.
Какой-то момент время стояло на месте.
Да славится Один!

Die Kraft Des Mitgefuhls
"Сила сочувствия"
Богам только что удалось привязать Фенрира к земле.
Тюр во время этого потерял свою руку; это была страховка волка,
гарантия того, что он не будет обманут; но он был обманут.
Его челюсти прибиты к земле палашом, и пена течёт из его рта, образуя две реки,
Реки Won и Whl - надежды и силы воли.
Боги Смеются и веселятся, и возвращаются счастливые домой;
ужасный волк теперь безопасен.
Только Тюр остался, сильно кровоточит из его запястья,
он смотрит на страдания волка, как он в муках извивает своё тело.
Он вглядывается в глаза Фенрира и видит его душу, полную боли и печали;
это ужасное предательство.
Поднимаясь, он идёт к Эйр, чтобы она исцелила его рану, и остановила кровотечение.
Теперь он знает, как это - взглянуть в глаза Огня.
Он никогда не будет таким как раньше, он потерял не только руку... на острове с волком….

Der Weinende Hadnur
"Плачущий Хёд"
Слепой Хёд пустил стрелу, которая убила радость Фригг и светящееся солнце.
Боги не смогли произнести ни слова когда они увидели, что произошло.
Они поняли, что что-то было не так.
Но никто ничего не сказал; ни ему, ни кому-либо другому.
Через некоторое время он начал плакать, чувствуя ужасную потерю,
но было слишком поздно. Бальдр был убит его рукой.
Он ушёл прочь один в свой дом, чтобы плакать и скорбеть в одиночестве.
Ненавидимый другими, отвергнутый другими.
Он не может ничем помочь, он знает, что произошло, когда он пустил стрелу.
Он не хотел убивать своего собственного брата.
Хёд ждет, когда прейдёт мститель, ждёт Вали, который убьёт его.
Он очень сожалеет о том, что он сделал, но знает что смерть это единственный выход.
Он вернётся, когда рассветёт новый мир, из тени старого.
Тогда он не будет больше одинок, он встретит своего брата Бальдра снова,
и обнимет его в траве, где его дорогой отец Один был убит Фенриром.
Тогда он больше не будет плачущим демоном.

Wongraven - проект уже упоминавшегося на этих страницах Сатира, носящий в качестве названия его фамилию. Альбом "Fjelltronen" (1995) - музыка на стыке как раз Фолк Эмбиент и Готик Фолк. Значительно интереснее, нежели вышеупомянутые работы Варга, хотя опять же - на любителя. Готик Фолк - так же не слышал практически ничего, но могу назвать Empyrium, Hagalaz Runedance, в составе которых играют русские эмигранты, и некоторые вещи Sopor Aeturnus.

*

• Pagan Scene - Автор этих строк впервые услышал термин Pagan Metal приблизительно на рубеже 95-96 г.г. И употреблялся сей термин, как ни странно ныне это кажется, для обозначения стиля музыки альбома "Roots", группы Sepultura (!) Достаточно лаконичное определение намертво впечаталось в мозг, и даже сейчас я могу его процитировать полностью: Pagan Metal - экстремальные стили металла (Doom, Death, Thrash и т. п.) с элементами этнической и обрядовой музыки. Просто и понятно. Итак, мы вплотную подошли к рассмотрению основной "формы музыкального выражения" современного Язычества - Языческому Металлу (Пэган Метал). Попробуем, по мере возможностей, проследить развитие данного стиля, а так же тесно переплетающегося с ним Viking Metal. Начнём с забугорных "паганцев", а после постепенно перейдём к славянам.
Итак, в первую очередь - пару слов об уже упоминавшейся выше группе Sepultura образца 1996 года. По сути, альбом "Roots" (Корни) полностью подпадает под определение Пэган Метал. Среднетемповый Трэш, исполненный на низко настроенных и "грязно" звучащих гитарах, дополненный истошным рёвом Кавалеры (Макс Кавалера - тогдашний вокалист/гитарист группы) и щедро сдобренный вариациями на темы ритуальных и обрядовых песен южноамериканских индейцев. Отдельные вещи представляют собой некое "бормотание" на индейских диалектах под бой бубнов и барабанов (Ratamahatta и Itsari, например). Вероятно, именно такая музыка должна звучать в качестве сопровождения к исполнению магических ритуалов, описанных в книгах Кастанеды. Не менее важно и то, что этот альбом был одной из первых работ в таком стиле. Рекомендуется почитателям Кастанеды и прочим "русским индейцам". Многочисленные элементы Пэган Метал (наряду с Готикой и Блэком) можно без труда обнаружить на альбоме "Wolfheart" (95) группы Moonspell (под которую так старательно "косили" на альбоме "Велес" отечественные "паганцы" - Butterfly Temple, и не менее старательно отбрыкивались от упрёков в этом). Яркий пример - песня Trebraruna:

Trebraruna
"Требраруна"
Требраруна, ты дщерь Боли,
Священный Воин, Богиня Любви.
Требраруна, семя твоей постели
Укрывает нас в чутких объятьях.
Требраруна, ты - Жизнь и ты - Смерть.
Ты дочь Луны, ты спутница Волка,
Язычество в тебе, Требраруна -
Убежище тех, кто чует тебя.

Требраруна, ты нас породила,
Твоя грудь - пища Любви и Войны,
Твой голос подобен мелодии
Наших земель, и мы - твои дети.
Твой взгляд - поцелуй пылкий,
Требраруна, мы поём для тебя.
Мы твои вечные, верные трубадуры.

(Честно говоря, не знаю, кто такая эта Требраруна… - Ставр)

Пэган Метал, как уже говорилось, тесно переплетается с таким стилем, как Viking Metal. По сути, любая скандинавская языческая группа автоматически может быть причислена к данной категории. Поэтому различия между двумя этими стилями достаточно условны. Абсолютным первопроходцем Viking Metal является музыкант, носящий псевдоним Quorthon Seth со своим проектом Bathory. Вообще, вклад Bathory в развитие мировой металлической сцены огромен, данный коллектив сыграл не последнюю роль в процессе становления таких стилей, как Black и Death Metal. Потому скажем о нём подробнее. Первый, одноименный альбом Bathory вышел в 1984 году и представлял собой сырой Прото Блэк, подобный Venom "золотого периода". На последующих альбомах ("The Return…" 85, и "Under the Sign of the Black Mark" 87) Куортон и компания, постепенно "сгущая краски", добились такого звучания, которое, по сути, и стало позднее называться "Скандинавским Блэк Металом". Альбомы Bathory именно этого периода (наряду с Venom, Celtic Frost, а также ранними работами Destruction и Sodom) позднее явились вдохновением для неимоверного количества скандинавских Блэк Металлистов, от Burzum и Darkthrone до Dimmu Borgir и Old Mans Child. С альбома же "Blood Fire Death" (88 год) и начинается более всего интересующий нас "языческий" период в творчестве Куортона.

Альбом открывает интродукция, названная "Один скачет над Северным Краем". В сущности, стиль данного альбома - это Блэк Трэш с более зрелым и качественным звучанием, чем прежде. Важный шаг вперёд был сделан именно в плане текстов, где наивные россказни о "происках Дьявола" сменились повествованиями о Богах Севера, Родных Богах Куортона. ...1990 год можно справедливо и с полным основанием считать годом рождения такого стиля, как Эпический Викинг Метал. Именно в этом году Bathory выпустили альбом "Hammerheart" (Сердце-Молот), возвестивший своим появлением о кардинальной смене стиля группы. На смену зловещей и скоростной Блэк металлической долбёжке пришли медленные эпические произведения с обилием акустических гитар. Настоящие Гимны Севера, суровые и величественные. Некоторые шероховатости в звучании, оставшиеся, вероятно, от бурного Блэк Трэшевого прошлого нисколько не портят общего впечатления от альбома. Манера пения также изменилась - гроулинг и блэковый скриминг сменился чистым вокалом. Довольно талантливые стихи (пусть даже естественным образом теряющие при переводе часть своей энергетики) повествуют о храбрых людях, некогда населявших Скандинавию, о её Великих Богах, в некоторых текстах чувствуется сожаление автора, связанное с крещением Родины, с утратой того, что было. Естественно, как бывает всегда в таких случаях, не обошлось без эксцессов - часть фэнов группы, не сумев воспринять столь резкой смены стиля, поспешила обвинить Куортона в том, в чём всегда обвиняют музыкантов, пытающихся (пусть и действительно - не всегда удачно) экспериментировать, а именно - в предательстве, в погоне за деньгами и прочей "утрате идеалов".

По большему счёту, как мне кажется, Куортон на таковых плевать хотел. Альбом же действительно прекрасен, таким и должен быть настоящий Викинг Метал. Из всего наследия Bathory вероятно, лишь следующий диск "Twilight of the Gods" (91), да работа 96 года "Blood on Ice"(кою, кстати говоря, планировалось выпустить в 89 году, за год до "Hammerheart", однако по разного рода причинам выпуск альбома неоднократно откладывался, как видим, аж до 96 года (!) ), могут по мощи и красоте сравнится с рассматриваемым альбомом.
Объем данной работы не позволяет, к сожалению, поместить целиком все переводы текстов, однако не могу удержатся от соблазна привести хотя бы некоторые из них:

Valhalla
"Вальхалла"
Тор, грома Бог,
Раскалывающий небеса,
Вознеси Молот свой
Ввысь к облакам.
В колеснице златой
Лети средь облаков,
Волю дай буре злой
В пылающей мглы покрове.

Мёд и зерно
Кровь и молоко
В дар Громовержцу,
Жертва его.
Лежу в ладье дубовой -
В последний раз к судьбе плыву
Меч рядом со мною
Открыты Врата, к тебе я иду

Вальхалла -
Златы щиты.
Вальхалла -
В залах великие воины

. Я рассекаю ветер своим мечом,
Я чувствую, что силою новой я полон!

Тор, грома Бог,
Молний и дождя!
Твоё имя шепчут
Славы ветра.
Грохот и стук
Колёс и копыт,
Молний следы
Там, где проезжаешь ты

Стальной клинок
Поднят вверх высоко,
Молнии бьют
Средь чёрных облаков.
Герои погибшие
Во время войны
Ждут моего прибытия,
И открыты Врата

Вальхаллы -
Где златые щиты.
Вальхаллы -
Где в залах великие воины

Кулак ввысь поднимаю,
Веря в силу, клятву читаю.

Song To Hall Up High
"Песнь к небесному чертогу"
Я знаю, меня ты хранишь
Всего, что было Отец,
И всё, что будет, ты сотворишь.
Ты - начало и ты же - конец.

Хранитель всего, что живо,
Страж всего, что уже мертво.
Всевышний Oдноглазый Бог,
Правящий Небом и Землёй

Северный ветер вознеси мою песнь
К залу славы в облаках,
Эти врата распахнуться предо мной,
Когда тело моё обратится в прах.
И наконец, подлинная жемчужина этого альбома, одна из самых великих вещей, когда либо написанных Куортоном - "Одна дорога в Аса Бэй", рассказывающая о приходе христианства в Исландию (наименование Asa Land - Исландия, перефразированное Куортоном в Asa Bay).

One Rode To Asa Bay
"Одна дорога в Аса Бэй"
Один человек скакал лесами
Вниз, там, где Аса Бэй,
Откуда драккары выходили в моря
Лучше, чем кто-либо мог рассказать.
Он скакал, дабы увидеть
Чудеса, о которых ходила молва:
Всемогущий Бог из чужой земли
Пришёл, чтобы людей всех спасти.

Неслась молва о человеке,
Что из-за моря пришёл -
Цепь с золотым крестом на его шее,
Говорил он о мире чужим языком
С ним были люди странные в латах,
Пурпурных рубахах и плащах,
От них шёл не пива, но цветов запах,
Не было бород на их щеках.

И смельчак с крестом
Всем в Аса Бэй сказал:
"Мужчин, детей и женщин Бог
Пришёл спасти, всех вас.
И чтобы возблагодарить Небесного бога,
Вы должны построить ему дом,
И чтобы спасти ваши души от ада,
Каждый будет молиться и будет крещён".

Гордый человек с Молотом сказал,
Чтобы Бог сам строил себе дом,
И громко воззвал к Богам своих Отцов,
Погибших не так давно.
Молва говорила: человек с огненной бородой
И Знаком Молота на шее
Людьми в латах был усмирён,
Их мечами убит был.
Те, кто не платили денег
Слуге, чей хозяин был новый Бог,
Получали двадцать ударов плетью
И были прикованы к колоде.

И так все в Аса Бэй возводили
Новому Богу дом,
Каждый день они потели,
Их плоть от боли горела огнём.
И на день двухсотый
Вознёсся белый к небесам
Храм Бога креста,
В него мог влезть один большой драккар.
И все в Аса Бэй наблюдали
Это чудо, вознёсшееся к облакам:
Теперь, наверное, Бог креста
Должен быть доволен как никогда.

И в стороне от той толпы
Один старик стоял,
Он смотрел на гладь воды,
Глаза рукой от солнца заслонял.
Его очи старые узрели -
На лодках ставят паруса.
До его слуха долетели
Славящие Одина голоса.
И хотя он уже всё знал,
Он посмотрел на Небеса
И ввысь, к Небесному Чертогу,
Шептал забытые слова.
Теперь чужой храм здесь стоит,
Должно быть, они оставят нас.
Издалека раздался тихий крик -
То был Мудрого Ворона глас:
"...Люди Аса Бэй, это только начало…"
На эту композицию был снят довольно толковый клип, полностью повторяющий своим содержанием текст данной вещи.

В следующем, 1991 году, Bathory выпускают диск "Twilight of the Gods" (Сумерки Богов). Главные отличия - это более зрелое звучание и некоторое количество фолковых мелодических гармоний. Композиции, как и в предыдущем альбоме, носят гимновый характер с повсеместным применением хора на подпевках, а также становятся более ме6лодичными. Основное тематическое направление текстов осталось прежним - скандинавская мифология. Однако на "Twilight of the Gods" тексты становятся, как бы это сказать, более философскими, наличие же поэтического дара у Куортона явственно прослеживалось во все времена и вне зависимости от того, на какую, собственно, тему он пишет. Приведём, как обычно, несколько переводов:

Through Blood By Thunder
"Сквозь кровь с громом"
Так долго, пока трава растёт.
Так долго, пока реки текут,
И солнце светит сверху на нас.
Так долго, пока дуют ветра,
И синее небо над нами.

Я человек и в моих руках моя судьба,
Свободен, как ветер, если б даже
Были крылья, что меня бы несли.
Всё ещё среди глухой ночи
Даже я буду нуждаться в свете, что укажет мне путь
Так я обращаю свой взор в небеса
Оттуда на меня смотрит Его один глаз.

Боги моих отцов - за вами я скачу.
Боги моих отцов - за вас я сражаюсь.
Боги моих отцов - ради вас я умру.
Боги моих отцов - ради вас я выживу.
Боги моих отцов - я ваш.
Сквозь кровь с громом.

Крыльев биение в воздухе-
То вороны Его ведут меня,
Я не сойду со своего пути,
Что был мне предназначен
Задолго до того, как я родился.

О, как ты не видишь, что всё
Это было вырезано на древе судьбы?
Что сын севера должен следовать
Своей тропой предназначения,
Следуя узам крови.

Under The Runes
"Под рунами"
Перед рассветом выступили мы, нам нет числа-
Среди небес повсюду наши чёрные крылья.
Оглушительным кличем великая битва начата,
Нет линий фронта - повсюду священная война.

Хоть на поле битвы меня может ждать смерть,
Коль так, я умру, но с громким приветствием уйду.
Я шагаю под знаками рун.

Множество битв мы выиграли спина к спине:
Глубоко в океане, на небе и там, на земле.
Назад не повернуть - это слишком далеко зашло,
Если мы отступим, пламя охватит горизонт.

Хоть смерть и близка ко мне,
Коль так, я умру, но с громким приветствием уйду.
Я дерусь под знаками рун.

Среди ада, что сотворили, теперь мы стоим,
Нет шансов выжить - странно, но мы не победим.
Но я всё ещё воин, и у меня пока честь есть-
Они хотят убить, что ж от своей руки мне не умереть.

Хотя смерть - это всё, что меня ждёт,
Я умру, коли так, но издав боевой клич.
Я умираю под знаками рун.
Примечательно, что последняя вещь с этого альбома носит название предыдущего диска :

Hammerheart
"Сердце-молот"
Теперь моё имя произнёс ветер,
И моя звезда погасла, вспыхнув, в пустом космосе,
И мудрый одноглазый бог затушил мою свечу.

Ради вас, кто был рядом со мной,
И тех немногих, кто был дорог мне,
Я прошу его, чтоб не было сомнений и страхов.

Когда тучи заполняют небо,
И ударит гром,
Тогда вы будете уверены, что я
Достиг своего счастливого чертога.

Рядом со мною братья по крови-
Все дети одноглазого Бога,
Мы были все рождены в земле крови и льда.

И сейчас все, кто слышит мою песнь,
Что несёт северный ветер, не бойтесь,
Хоть ночь кажется вечной и бесконечно тёмной.

Придёт золотой рассвет,
Завершив ночь для всех,
Кому светит вечно северная звезда.

Широкие ворота в небесный чертог
Распахнуты и приглашают тебя внутрь,
И Один приветствует всех нас, тех, у кого в груди бьётся сердце-молот.

После выпуска этого альбома у Куортона начался творческий кризис, и за последующие два года Bathory выпустили всего лишь два сборника лучших композиций - "Jubileum 1" (1992) и "Jubileum 2" (1993), дополненные некоторыми ранее не издававшимися вещами. Видимо, исключительно для того, чтобы просто "не забывали".
Следующие альбомы Bathory - "Requiem" (94) "Octagon" (95) представляют собой злобный скоростной Дэт Трэш, довольно неплохо исполненный. Однако их мы рассматривать не будем, ибо ни первый, ни второй из них не содержит текстов языческой тематики, что является темой данной работы. Потому переходим к следующему диску Bathory - "Blood on Ice" (1996). По сути, данный альбом, не смотря на то, что материал к нему был полностью готов ещё в 1989 году, является наиболее качественно записанным и продуманным. Это вновь Викинг Метал. И все комплименты, коими я немеренно рассыпался в адрес "Hammerheart" и "Twilight of the Gods", в полной мере (если даже не больше) справедливы и в адрес данной работы. Величественные хоры, параллельное звучание акустических и электронных инструментов, какой то "героически - трагичный вокал" - всё это делает данную работу настоящей классикой Эпического Викинг Метала. Текстовая часть всего альбома представляет собой один большой рассказ - Сагу о крови на льду ("Blood on Ice). Поэтому публикация здесь переводов отдельных песен - дело бессмысленное. Тексты песен дополнены обширными комментариями самого Куортона. Потому приведём в переводе именно комментарии. В начале каждого абзаца стоит название песни. Последняя вещь, по названию которой был наименован альбом, не снабжена комментарием, поэтому мы решили привести её полностью.

Intro
Равнина покрытая снегом...
Ранний рассвет...

Blood On Ice
Деревня приветствует новый день, старый Ворон кричит на сосне.
Чувствующие незримую связь с природой и всеми существами,
большими и маленькими, семьи охотников чувствуют опасность
в непрерывном крике старого Ворона.
Грохот на первый взгляд едва слышный, но достаточный для человеческого слуха,
перерастает в оглушающую бурю копыт, грохочущих в замерзшей тундре.
В это время в деревню врываются одновременно пять всадников,
облаченных в черные доспехи.
Мечи притягательно мерцали в просыпающемся солнечном свете.
Кричащее эхо. Рассеченные горла.
Прекрасные тела падали на замерзшую землю
и части человеческих тел разбрасывались по заснеженной равнине.
Кровь окрасила белый снег в красный.
Женщины и дети ушли далеко на север.
Под кроной величественного дерева прятался десятилетний мальчик.
Когда тени лошадей скрылись из вида, он выполз из своего укрытия
в поисках своей единственной любви.
Ни звука. Ни движения. Ни признака жизни...
И так начинается сага о крови на льду...

Man Of Iron
Прошло пятнадцать лет. Жизнь среди животных.
Умение говорить на их языке. Умение читать знаки на коре деревьев и снегу.
Никогда не забывающееся зрелище того, что случилось в деревне много лет назад.
Боль внутри. Изменила его.
Так он превратился в Железного Человека...

One Eyed Old Man
Сразу после заката он возвращается в свой лагерь,
посмотрев, как солнце соединяется с горами на западе.
Он видит мерцающий свет между древесных стволов.
Приближаясь, он видит старца, спокойно сидящего у огня и как будто ждущего его.
У него не было левого глаза. Его борода была словно из золота.
Знаки на его плаще и капюшоне были до боли знакомы.
Одноглазый Старец соответствовал описанию предсказателя,
сделанному очень давно, когда Железный человек был еще мальчиком.
Мальчик, теперь уже молодой мужчина, стремясь знать,
спросил Одноглазого Старца о своих снах.
Снах, которых он не мог понять.
Снах о странных вещах, которые он видел внутри себя.
Когда ветер казалось, разговаривал с ним. Голос, шепчущий за его спиной.
Одноглазый Старец рассказал ему о звездном круговороте,
дороге судьбы и долине, где время и пространство
прекращают свое существование...
где заканчивается этот мир и начинаются тени.
Одноглазый Старец сказал молодому мужчине, что судьба выбрала его,
чтобы помешать другому миру.
Волнение охватило его.
Дочь четырех ветров продала себя призракам, нарушив равновесие вселенной.
И Одноглазый Старец рассказал, что видел его пришествие
за тысячу лет, и что древние боги сказали ему научить его всему тому,
что он когда-либо знал, и подготовить к путешествию вдаль этого мира,
чтобы победить призраков и восстановить равновесие.
В помощь ему он даст меч, выкованный, когда этот мир был молод.
Его охранниками и проводниками будут два ворона и лошадь,
восьминогий жеребец его отца - бога.
Он встретится с Лесной Женщиной и посетит Озеро.
Сто дней и ночей он будет подвергаться жестоким испытаниям.
И начнутся они уже этой ночью.
Так он встретился с Одноглазым Старцем.

The Sword
Одноглазый Старец спрашивал, расхаживая по ледяной пещере,
освещенной внутри факелом.
Находка, про которую он рассказывал, была деревянным ящиком,
в котором лежал предмет длиной пять футов, обёрнутый в медвежий мех.
Он поднес предмет Одноглазому Старику.
На мехе длинный, острый клинок меча поймал луч солнца,
и этот блик отразился на небе.
И так он завладел мечом...

The Stallion
Ждущие на покрытом снегом холме два безмолвно стоящих cилуэта,
наблюдающих за закатом на западе.
Одноглазый Старец бормочет странные слова в холодный воздух.
Туман быстро распространяется по пурпурно-голубому своду.
Ветер быстро набирает силу, раскачивая деревья внизу в долине,
подбрасывая кристаллы снега вверх,
образуя гигантские сверкающие тучи высоко в небе.
Голос Одноглазого Старца становится громче.
Слова теперь произносятся с возрастающей силой,
словно вместо него говорил кто-нибудь или что-нибудь.
И на горизонте возникла белая туманная фигура,
вспышкой распространяющаяся в небе со скоростью ветра... часть ветра.
Конь, белый как снег, скакал сквозь туман, и восемь копыт сверкали
подобно несущейся молнии.
Одноглазый Старик громко крикнул во вспышку,
схватил повод и остановил его.
И так он завладел жеребцом...

The Woodwoman
Сидя ночью один у костра, молодой мужчина обращался к Лесной Женщине.
Она повелела ему следовать за ней, в ее берлогу,
где она обещала одарить его магическими знаниями
в обмен на его молодое сердце.
Стремясь победить в предстоящей борьбе,
он вверяет свое сердце в ее лесные руки -
за способность выживать после каждого удара или раны, нанесенной врагом.
И так он познакомился с Лесной Женщиной...

The Lake
Одноглазый Старец рассказал ему про Озеро.
Дно которого соединено с концом вселенной.
Спустись туда и ты не вернешься.
Богатства на дне собирали тысячи поколений.
Когда этот мир был создан заново, Одноглазый Старец,
еще молодой бродяга, спрятавшись за деревом,
подслушал разговор двух богов, которые гуляли там.
Все знания всех миров, старые и новые хранились в Озере, в части вечного леса.
Одноглазый Старик нашел Озеро, после того,
как был принесен туда магической метелью.
Бросив свой левый глаз в темную воду, он приобрел
не только все накопленные знания обо всех мирах.
Он также получил возможность видеть будущее.
Собираясь найти это Озеро молодой мужчина сел на своего жеребца.
Несясь со скоростью ветра, высоко в небе он вдруг увидел
отражение солнца от Озера.
Остановясь около него, он бросил оба своих глаза в глубину.
Сейчас он не нуждался в остром зрении, до дня битвы.
Сейчас он получил возможность видеть, предоставляя свои глаза Озеру.

Gods Of Thunder Of Wind And Of Rain
Северное направление.
Он сидит на своем величественном восьминогом белом жеребце.
Его меч привязан к спине.
Чувствуя своих пернатых друзей, летящих высоко.
Видя все, что они видят. Чувствуя все, что они чувствуют.
Хотя солнце поднялось из-за горизонта на востоке,
принося новый день, тени, казалось, наращивали свое могущество
для предстоящей стычки в этих горах.
Он скачет в густом тумане, обострив чувства.
Голос, искаженный в тенях, шепчет ему. Смеется над ним.
Он знает свою задачу. Он владеет силой и магией, которые несет с собой,
скача чрез долину смерти, где время и пространство прекращают свое существование.
Невидимые глаза в нем.
Дух его отца, долгое время находящийся внутри, скачет рядом.
И сердца Богов Грома, Ветра и Дождя...

The Ravens
За доли секунды, остановив своего жеребца,
восстанавливая глубокое дыхание в холодном воздухе,
он ждал, пока его пернатые друзья улетят вперед.
Холодный ветер бьет его в лицо.
Он вспоминает свое происхождение и что он - плоть и кровь не из этого мира.
Он, молодой мужчина, выбран судьбой.
Превратив свою веру в магию и узнавая утонченные вещи как судьбу,
oн полагается на непоколебимую веру в свой старый меч,
жеребца, данных ему ветром птиц и волшебство лесной женщины.
И даже не крик Воронов убеждает его в том, что ложь перед ним.
Чувствуя пока маленькие, приближающиеся горы, такие гигантские,
что соединяются с небом, он как будто находит продолжение души.
Придя издалека, уже в долине смерти, он вновь обретает немного чувств.
И так он следовал за Воронами...

The Revenge Of The Blood On Ice
"Месть за кровь на льду" Прошло пятнадцать лет.
Каждый день лес кричал слова мести.
Боги наблюдали за ним днем и ночью,
когда он был освещен светом Северной Звезды.
Сила росла. И приближалась.

На коне белом как снег
он скачет через земли, из которых не возвращаются.
Его волосы развеваются по ветру.
Меч в его руке. И в глазах огонь.

Ведите меня мои Вороны. Найдите дорогу сквозь леса и снег.
Дай моим глазам найти Долину Смерти.

Придя из далека я готов встретиться с двуглавым зверем.
Позволь твоим крыльям быть моим сердцем.
В воздухе черном как ночь.
Я держу сталь в стороне. Мощь грома.

Боги скачут со мной.

Я верю в моих Воронов смотрящих с высоты.
Черных как ночь. Быстрых как свет.
И грациозных как голуби.
Я верю в моего Жеребца. Рожденного ветром.
Несущим меня через долину,
где заканчивается этот мир, и начинаются тени.

Я верю в мой Меч. Выкованный в огне и льду.
Этот острый клинок будет крещен кровью,
когда я заберу жизнь Зверя.

Кричи старый Ворон, кричи.

Пришедший из темноты, ты, Зверь Ада появился передо мной.
Из этих снежных полей, залитых лунным светом.
И я не буду остановлен твоим безобразием.
От моего меча твои две головы покатятся.

И я не дам моему мечу отдыхать до тех пор пока
сталь борется с двумя безобразными головами.
Я вытру со своего лица пот, смешанный с кровью твоих скальпов.
И посмотрю в твои четыре глаза, которые расскажут о твоей смерти.

Набирающий скорость. Дерзко атакующий.
Столкновение теперь неизбежно.
Меч наносит удары, высоко вздымаясь,
сверкая в тусклом голубом лунном свете.

Нацеленный в неприкрытое горло. Момент близок.
Время, кажется остановилось.
Даже звезды в небе затаили дыхание.
Это момент славы или смерти...

Момент, который покалечит или пощадит...

Теперь так близко, что я почти слышу,
как пульсирует черная кровь в толстых венах Зверя.
Я поднимаю мой меч. Может, Боги будут со мной.

Я проезжаю через огромный главный вход в ад.
Я взмахиваю моим мечом в воздухе.
И два кровавых скальпа мертвого зверя насаживаю на копье.

Сейчас наступил момент для меня вернуть свободу,
Которую много лет назад забрал
пришедший далеко с севера двуглавый зверь.

На рассвете когда кричал старый Ворон...

Жестокой зимой, когда я был еще ребенком...
Мой отец рассказал о коридоре в небеса.
Ворота широко открыты для того, кто умрет с мечом в руке.
Как говорится - без комментариев…
Остаётся добавить, что Куортон на своих "языческих" альбомах вдобавок ко всему ещё и очертил стандартный набор тем, на которые ныне пишет тексты любая языческая группа. Первая, и самая обширная из них - всевозможные переложения мифов и легенд каждого конкретного народа. Далее идут так называемые "ностальгические" тексты - тоска по "языческим" временам, безвозвратно ушедшим (плюс - битвы, походы и прочие славные дела). И последнее - "гневное бичевание" нынешнего несовершенного мира (забывшего "мудрость предков" и т. д.) и обещания "разобраться" с христианством.

Второй по значимости командой, оказавшей влияние на становление (вероятно, что до сих пор так и не закончившееся) Языческого Металла обычно называют норвежцев Enslaved. В сущности, именно они ввели в обиход сам термин: Viking Metal (ибо тот же Куортон Сэт, как известно, никогда не заморачивался по поводу того, как обозначить свой стиль. Он просто творил МУЗЫКУ). Викинг Метал по Enslaved на проверку оказался стандартным Блэком, особенно на первых работах. Отличие состояло, главным образом, в темах, затрагиваемых в текстах и во внешнем виде музыкантов - вместо корпспэйнта и многочисленных пентаграмм с перевёрнутыми крестами участники группы нашему взору предстают облачённые в нечто, напоминающее доспехи, с мечами и секирами в руках и Мьёллнирами на шеях. Первая демо-лента "Yggdrasill" была выпущена в 1992 году и представляла собой типичный "Тру Блэк" с элементами Трэша, качество записи же попросту ужасно даже для "Тру Блэка". Забегая вперёд скажем, что этот альбом был переиздан в 1996 году в виде Сплит-CD совместно с Satyricon. Этот шаг Enslaved до сих пор остаётся непонятным, ибо на фоне Satyricon данная работа смотрится откровенно дерьмово. Кстати говоря, поэтому же многие ошибочно считают первой работой Enslaved мини альбом "Hordanes Land" 1993 года. Пару слов о нём: "Hordanes Land" состоит всего из трёх трэков и представляет собой довольно таки мелодичный Блэк с использованием клавишных инструментов.
Draggash: мелодичный блэк… и опять же, совершенно абсурдная фраза, придуманная глянцевыми прессоидами и подхваченная "металлической" средой. Давайте посмотрим, что же обычно подразумевается под этой "мелодичностью"?.. Вариант 1: "Благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство". Хорошее определение, но благозвучность-то как раз и есть относительное понятие! Для меня, например, весьма благозвучны Darkthrone и Judas Iscariot, для любителя power'a весьма благозвучны Blind Guardian, а для поклонников grind'a даже Mortician, Anal Cunt и Intestional Disgorge обладают таковой. Иначе, если бы лично для каждого слушателя слушаемая им музыка не обладала благозвучностью, он ее и не слушал бы вовсе! Так что "мелодичность", аналогично благозвучности - понятие обязательное, повсеместное, но относительное. Поэтому я утверждаю - мелодичностью обладают все без исключения музыкальные произведения, а следовательно, фраза "мелодичный блэк" в определенном смысле есть "масло масляное". Вариант 2: "Плавная, динамическая структура с ублажающим музыкальным подтекстом". Скорее всего, в информационном обиходе превалирует именно этот смысл "мелодичности". Но это значение надумано и не имеет, собственно, к этимологии "мелодичности" никакого отношения. Просто кто-то когда-то захотел облегчить себе жизнь и спрятал под маску "мелодичности" целый ворох понятий и расшифровок (я лично видел, как в одном из прайс-листов зарубежных лейблов под термином "melodic black" были запрятаны Enslaved, Dimmu Borgir, Emperor, Silencer, Bloodthorn, Cradle of Filth и др… Естественно, это чисто коммерческий ход - плохо ориентирующийся в музыкальном пространстве покупатель берет, например, old Emperor и по услышанию там позитивных нот начинает ворохом скупать все, что оказывается под аналогичной стилевой идентификацией, по сути мешая классику с грязной пародией). Но почему мы должны идти на поводу у всех этих корыстолюбивых коммерсантов-бизнесменов? Наша задача как раз-таки и состоит в том, чтобы дать понять читателю, что же на самом деле кроется под этой маркой "melodic", которой так пестрят страницы глянцевых журналов и пресыщенных оплачиваемыми баннерами "ведущих" сайтов. Поэтому и непонятно, зачем понадобилось Ставру сопоставлять подобные фразы с культовыми альбомами Enslaved и др., тех, что ниже по тексту, - русский язык достаточно богат для описания структуры композиций (а именно к ней мы и пришли в конечном итоге), и уж кому как не Ставру этого не знать.

Следующая работа - "Vikingligr Veldi", также 93 год. Значительно жёстче, тем не менее, клавишные остались, но используются уже просто как фон. 1994 год - альбом "Frost", по моему, одно из самых лучших творений Enslaved. Мелодичные музыкальные гармонии с использованием акустических гитар (хотя в обилии присутствуют и скоростные моменты) и сугубо "языческая" атмосфера (заметны многочисленные Фолковые элементы). Тексты, как впрочем, и на любом другом альбоме этой группы, повествуют о Богах Скандинавии, викингских походах и кровавых сечах. Именно три вышеперечисленных альбома Enslaved, по сути, заложили фундамент следующему номерному творению группы - диску "Eld" 1997 года (дебильное переиздание"Yggdrasill" в сплите с Satyricon 96 года, о коем говорилось выше, не в счёт). "Eld" представляет собой классический образец Викинг Блэка - мелодичные моменты перемежаются в нём с брутальными, скриминг - с чистым вокалом. Многие считают именно данный диск лучшим творением Enslaved. Не могу, тем не менее, с этим согласится, ибо один из существенных минусов - это некоторая "затянутость" отдельных композиций и монотонность альбома в целом. Хотя, в общем - довольно неплохо, включая и оформление диска. Всё последующее творчество группы, скорее всего, малоинтересно как людям, интересующимся Традиционными культурами, так и непосредственно язычникам. Ибо уже следующий диск "Blodhemn" (9 не содержит практически никаких намёков на Викинг Метал (окромя, естественно, текстов), и представляет собой, пусть и достаточно техничный и талантливо исполненный, но всё же просто Блэк Метал.

Обобщая всё вышенаписанное, можно сказать, что если Bathory заложили, образно говоря, фундамент, основы Языческого Металла, то Enslaved сделали в данном направлении значительный шаг вперёд, "заразив" идеей Викинг Метала огромное количество скандинавских (и не только) групп. И именно два вышеназванных коллектива "виновны" в возникновении большого числа (зачастую довольно бездарных) команд, играющих разнообразные "вариации" Языческого Металла. Увлечение данным стилем не приняло, конечно, таких угрожающих размахов, как, к примеру, волна Дэт Метал конца 80-х - начала 90-х, или постепенно сходящая ныне на "нет" волна Блэк Метал. Как бы там ни было, а к настоящему моменту Pagan Metal (вернее - все его разновидности) представляет собой довольно устойчивую колонну современного Тяжёлого Металла, частично соприкасаясь с Фолк Металом и тесно переплетаясь с Викинг Металом.

Одним из наиболее значимых коллективов на скандинавской языческой сцене до последнего времени являлся Einherjer. Данный коллектив был образован в 1993 году. В том же году было выпущено демо, носящее название "Aurora Borealis". Не знаю, какие надежды возлагали сами музыканты на выпуск данного произведения, но в итоге результат превзошёл все ожидания. "Aurora Borealis" в короткие сроки разошёлся по андеграундной сцене и до сих пор имеет культовый статус среди ценителей подобной музыки. Демо состоит из четырёх песен и являет собой прекрасный образец качественного Викинг Метал (даже не смотря на не слишком хорошее качество записи и довольно посредственно выполненное сведение). Многие вещи исполнены с использованием акустической гитары, что дополнительно придаёт им Фолковой атмосферности. В 1994 году группа записывает следующий мини-альбом "Leve Vikengenden", также спустя некоторое время ставший культовым. В том же году профессионально перевыпускается первое демо. Первый полноформатный альбом выходит в 1996 году и называется "Dragons of the North". Буквально с первых аккордов этот диск завораживает какой то внутренней, скрытой красотой и выверенным мелодизмом (с обильными заимствованиями из скандинавского Фолка). Довольно харизматичный, не смотря на свою "около-гроулинговую" структуру вокал также идёт группе на пользу. Уже к этому времени Einherjer заработали себе статус отличной "викинговой" команды.
Следующий (снова - мини) альбом "Far Far North" группа записывает в 1997 году и подтверждает тем самым свой статус. Сразу после этого в группе меняется вокалист - Рагнар Виксе приходит на смену Руне Бьёлланду. С новым вокалистом, обладающим достаточно сильным и чистым голосом, на мой взгляд, группа прибавила в разнообразии и убавила в экстремальности и некой "естественности". Свидетельством сему - диск "Odin Owns Ye All" (9. Последним, и самым коммерчески успешным на сегодняшний день, диском Einherjer является выпущенный в 2000 году "Norwegian Native Art". Данная работа представляет собой, по сути, уже не совсем Викинг Метал, больше обычный Power и Heavy Metal с более тяжёлым звуком и "эпическими" элементами. Для многих этот диск явился настоящим "обломом". Положение спасают лишь отменное продюссирование и качество записи. Возможно, кому-то нравится…